ЛА-7 -> Истребитель
Все рекомендации, полученные при постройке самолета Ла-5
#206, учли на построенном в январе 1944 г. самолете "Ла-5 эталон 1944 г.":
проведена внешняя и внутренняя герметизация винтомоторной группы и
планера, установлены щитки, полностью закрывающие ниши шасси,
маслорадиатор перенесен под фюзеляж, а всасывающие патрубки нагнетателя -
в носок центроплана, улучшена форма зализов между крылом и фюзеляжем,
сокращено количество крышек капота и уменьшен размер подвижных боковых
створок; за счет установки аэродинамических компенсаторов на рулях высоты
удалось уменьшить усилия на ручке управления на 20-23%. "Эталон" получил
усиленное вооружение из трех 20-мм пушек Березина УБ-20 с боезапасом по
150 снарядов на ствол. Первый полет на модернизированном истребителе
летчик-испытатель Георгий Михайлович Шиянов совершил 2 февраля 1944 г.
Всего через две недели -16 февраля - самолет передали на государственные
испытания. По программе гос. испытаний намечалось выполнить 44 полета, но
в девятом полете, 20 февраля, произошел обрыв шатуна в двигателе, и
летчику-испытателю А.Г.Кубышкину с трудом удалось посадить истребитель.
Испытания возобновились 8 марта, после ремонта Ла-5. Когда большая часть
программы была отработана, из-за производственного дефекта (плохая
склейка) в воздухе разрушился 12-й шпангоут фюзеляжа, Кубышкин вновь сумел
посадить поврежденный самолет. В отчете по испытаниям майор Кубышкин
отметил, что значительно увеличилась горизонтальная скорость и
скороподъемность, максимальная скорость достигла значения 680 км/ч на
высоте 6250 м - лучший результат среди всех отечественных истребителей
того времени. В то же время он указал и на недостатки "эталона 1944 г." -
жара в кабине (+40-50° С), скапливание в кабине конденсата влаги, велики
усилия на педалях, не предусмотрено быстрое покидание машины, отсутствует
автоматика управления винтомоторной группой. Вывод Кубышкин сделал
следующий: "Самолет по своим летным данным является одним из лучших
истребителей. Необходимо форсировать серийную постройку с одновременным
устранением вышеуказанных недостатков." В начале мая эталон 1944 г.
был запущен в серийное производство под обозначением Ла-7, а с
ноября 1944 г. Ла-7 полностью вытеснил Ла-5ФН, производство которых
прекратилось (кстати, на последних сериях Ла-5ФН внедрены некоторые
нововведения "эталона", в частности, на Ла-5ФН 39-й и 41-й серий
металлические лонжероны крыла). Большинство серийных Ла-7 выпущено с двумя
пушками ШВАК, а не с тремя УБ-20. Пушка УБ-20 представляла собой
переделанный под калибр 20 мм пулемет УБ, и поначалу отличалась низкой
надежностью; до конца войны изготовили только 368 трехпушечных Ла-7, их
строили с марта 1945 г. на заводе № 381. Всего было произведено 5750
истребителей Ла-7. Войсковые испытания с 15 сентября по 15 октября 1944
г. Ла-7 проходили в 63-м ГИАП, которым командовал Герой Советского Союза
подполковник Горбатов. Полк базировался на литовских аэродромах Шауляй и
Пурчай. В испытаниях принимало участие 30 "Лавочкиных". Гвардейцы сбили 55
самолетов противника (52 FW190 и три Bf 109) в 47 воздушных боях, потеряв
четыре своих машины (все - по причине отказов двигателей). В одном бою 25
сентября шестерка Ла-7 майора Воронкова атаковала 12 "фоккеров" и сбила
семь из них! Без сомнения, свою роль в таком счете сказала не только
техника, но и огромный боевой опыт летчиков -осень 1944 г. - это не лето
1941 г.! Личный состав гвардейского полка состоял из ветеранов, некоторые
летчики начали воевать на Ла-5 еще под Сталинградом. Зато на
"фокке-вульфах" летали далеко не Хартманы - в конце войны в истребители и
истребители-бомбардировщики пришло множество летчиков из расформированных
бомбардировочных и транспортных авиагрупп, не владевших искусством
воздушного боя. Впрочем, на Ла-7 успешно били и немецких асов. Осенью 1944
г. для противодействия истребителям Гельмута Вика (130 побед) на 3-й
Прибалтийский фронт была направлена эскадрилья Ивана Кожедуба из 176-го
ГИАП. Эскадрилья базировалась на аэродроме Валга. Итог командировки
гвардейцев - 12 сбитых немцев при двух потерянных своих самолетах. В
результате активность "охотников" Люфтваффе резко снизилась. Ла-7 так
же не был лишен весьма серьезных недостатков. К примеру, на нем
отсутствовала автоматика управления работой винтомоторной группы. При
массовом производстве характеристики самолетов неизбежно снижаются - ни
один серийный Ла-7 не развил скорости более 658 км/ч. Недобор скорости
послужил причиной проведения НИИ ВВС в августе-сентябре 1944 г.
контрольных испытаний самолета головной серии и серийного.
Летчики-испытатели выставили серийной машине неудовлетворительную оценку:
недобор скорости, температура в кабине составляла +55° С, при наборе
высоты грелся мотор. Ла-7 по комплексу боевых свойств стал лучшим
советским серийным истребителем Второй мировой войны. На этом самолете
И.Н.Кожедуб, удостоенный трех золотых звезд Героя Советского Союза,
одержал большую часть своих побед. На Ла-7 был совершен один из последних
таранов в Великой Отечественной войне. Гвардии капитан П.Я.Головачев из
9-го ГИАП 30 декабря 1944 г. перехватил высотный разведчик Ju 88, ему
удалось повредить самолет пушечными очередями, однако на 9000 м пушки
замерзли - оставался только таран. "Юнкере" рухнул в районе германского
города Трайбург, а Головочев смог успешно посадить свой "Лавочкин". Всего
за войну Головачев сбил 31 самолет лично и один в группе, 12 вражеских
машин он уничтожил на Ла-7 и две - на ЛаГГ-3.
|
|
Тактико-технические характеристики:
|
|
Год принятия на вооружение
|
- 1944
|
Размах крыла, м
|
- 9.80
|
Длина, м
|
- 8.67
|
Высота, м
|
- 2.54
|
Площадь крыла, м2
|
- 17.59
|
Масса, кг
|
|
- пустого самолета
|
- 2605
|
- нормальная взлетная
|
- 3265
|
Тип двигателя
|
- 1 ПД Швецов AШ-82ФН
|
Тяга, л.с.
|
- 1 х 1850
|
Максимальная скорость , км/ч
|
|
- у земли
|
- 597
|
- на высоте
|
- 680
|
Практическая дальность, км
|
- 635
|
Максимальная скороподъемность, м/мин
|
- 1111
|
Практический потолок, м
|
- 10750
|
Экипаж
|
- 1
|
Вооружение:
|
 3x20-мм пушки УБ-20 или 2x20-мм пушки ШВАК
 до 200 кг бомб
|
|